Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».
Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено. (Можно показать картинки)
а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».
в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).
г) Сказка «Гуси — лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).
«Волшебный сундучок»
У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.
а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».
б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?
Достаю и показываю «сердечко».
Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).
Что значит забота? Кто заботится о вас?
За правильный ответ команде «сердечко».
в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?
За правильный ответ команде «сердечко».
г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).
За правильный ответ команде «сердечко».
Игра «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Россия – наша страна?
– нет!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да
Игра «Имена»
ШУПР. Ребята, вы должны знать, что 20 ноября - это Всемирный день прав ребенка. В этот день была принята международная Конвенция «О правах ребенка».
Сегодня мы и будем говорить о правах детей.
Но сначала мы поиграем в игру «Имена». Каждый из вас по цепочке должен быстро подняться со своего места, назвать свое имя и добавить прилагательное, которое начинается на ту же букву. Я начинаю первой.
Учитель называет свое имя, например: «Надежда - надежная». Учитель показывает на ученика, сидящего за первой партой, затем на того, кто сидит за ним, и так по цепочке все дети принимают участие в игре: называют свое имя, добавляя к нему прилагательное.
Интерактивная беседа «Право на имя»
ШУПР. Ребят а, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?
Дети. Конечно, имеем.
ШУПР .А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе? Что вы не присвоили себе чужого имени и фамилии?
Дети. Наши имена, фамилии, даты рождения записаны в свидетельстве о рождении.
ШУПР. Да, это первый ваш документ. А что там еще записано, кто знает?
Дети. Там еще записаны имена наших родителей.
ШУПР. Правильно, а еще там записано, что вы являетесь гражданами России. А это значит, что наше государство защищает ваши права, в том числе и ваше право на имя. А какие еще есть у детей права? Где они записаны? Кто их утверждал?
Примерные ответы детей:
- В Конституции, законах, указах и т, п.
- Разрабатывали президент, депутаты и т. п.
Тест
(верный ответ отмечен *)
Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек:
а) с момента рождения до 18 лет *
б) с момента рождения до 14 лет
в) с момента рождения до 16 лет
Дети имеют равные права при условии:
а) если они родились в одной стране
б) если они родились в законном браке
в) равного социального положения
г) независимо от различных обстоятельств *
д) равного имущественного положения
Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться:
а)родители
б)родственники
в)никто*
г) сверстники
Государство имеет право разлучать ребенка с одним или обоими родителями:
а) если это необходимо в интересах государства
б) не имеет права
в) если это необходимо в интересах ребенка*
С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд:
а) с 18 лет
б) с 16 лет *
в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку
Дети имеют право на объединение в самостоятельные детские организации:
а) при условии, что деятельность этих организаций не противоречит законам своей страны, не ущемляет права и свободы других лиц*
б) не имеют этого права
в) при условии обязательного присутствия взрослого руководителя
г) безоговорочно
Ребенок, живущий в собственном доме или в государственной квартире, имеет право на это жилище:
а) всегда и при любых обстоятельствах*
б) только пока живет с родителями
в) пока живы родители
За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность:
а) сами дети;
б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*;
в) только родители;
Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право:
а) на поддержание регулярных личных отношений с родителями, если это не наносит вреда его жизни и воспитанию*;
б) в случаях, предусмотренных распоряжением органов опеки и попечительства;
в) по согласию с родственниками или опекунами.
Отец платит 12-летнему сыну алименты. Кто имеет право распоряжаться этими средствами:
а) сын
б) мама*
в) органы опеки
Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого?
а) Организатора
б) соучастника
в) подстрекателя*
Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения?
а) употребление алкоголя*
б) наркотических средств*
в) употребление других одурманивающих веществ*
Тебе 14 лет. Кем ты считаешься по Российскому законодательству?
а) недееспособным
б) дееспособным
в) частично дееспособным*
Ты нарушил устав школы. Какая отрасль права вступает в силу?
а) гражданская
б) административная *
в) семейная
ЗАДАНИЕ «Найди соответствие с кодексом»
1.Мальчик витрину разбил в магазине,
Утюг подарить он хотел тёте Зине.
Но тетя не рада подарку такому
В милицию мальчик поедет из дома
(Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества)- преступление
2. Мальчик Иван кататься любил,
Старую бабушку на улице сбил.
Теперь не придется Ивану гонять,
Будет свой срок в тюрьме отбывать
( Причина смерти по неосторожности) - преступление
3.Маленький мальчик снежками игрался.
Прохожих пугал он и матом ругался.
Но мальчика дядя поймает за шарф
И папа заплатит внушительный штраф.
( Мелкое хулиганство или нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) – административное правонарушение
4Ограбить сберкассу два друга решили:
Из шапок они себе масок нашили.
Но хоть деревянным и был пистолет,
Срок будет реальным, сомнения нет.
(Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни и здоровья).- преступление
5.Решили ребята машину угнать,
Выкуп хотели с владельца содрать.
Водить не умели – столкнулись с забором:
Теперь в милиции угонщики – воры.
( Кража, то есть тайное хищение чужого имущества)
6. Свастику выбил Артем на ремне,
Вышел гулять и был счастлив вполне.
Ему дядя в форме вдруг путь преградил,
Ремень отобрал и штраф наложил.
( Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской символики или атрибутик) – административное правонарушение
7.Маленький мальчик шестнадцати лет
У деда стащил наградной пистолет.
В соседа попал он, хоть метился в галку …
Приехала быстро машина с мигалкой.
( Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) – преступление
8.Оленька с детства кошек «любила»,
За хвост их таскала, пинала и била.
Теперь издеваться не над кем Оле –
Оля теперь на особом контроле.
( Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье) – преступление
9.Маленький мальчик с приятелем Мишей
Хотели костер развести, где потише.
Огонь разгорелся – и мальчиков ищут.
От леса осталось одно пепелище.
( Уничтожение или повреждение лесов, а равно насаждений, не входящих в лесной фонд, в результате неосторожного обращение с огнем или иными источниками повышенной опасности)-правонарушение
10. Маленький мальчик звонил по «102»
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана –
Штраф две тысячи баксов – вот шутки цена.
( Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге) – правонарушение
11.Света и Катя чай вместе пили
И что – то подружки не поделили:
Быстро накрыло лицо кипятком,
Дружба ли это – решит все закон.
(Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека) – преступление
12. Подарили Женечке фотоаппарат
Стать папарацци мальчик будет очень рад.
Но творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет.
( Вымогательство, то есть требование передачи чужого имущества, или совершение других действий имущественного характера под угрозой распространения сведений, позорящих потерпевшего или его близких)
13. Ребята решили водки попить
И как «подобает» - кого-то избить.
Поймали бойцов по - горячим следам,
Теперь затаскают их по судам.
(Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека) – преступление
14.Коля орлов много «Колы » испил,
И в туалет во дворе сходить он решил.
Но следит за порядком староста дома –
Выплатит штраф нарушитель закона.
( Мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) - правонарушение
15. Не нравился мальчику дядя один,
Мальчик в еду ему сыпал стрихнин.
И хоть не довел того дядю до гроба –
Ждет мальчика камера, шконка и роба.
(Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха) - преступленье.
16. Быть парикмахером Дима привык
В автобусах деньги из сумочек стриг.
Не избежать теперь ему приговора -
Подстригли в колонии нашего вора.
( Кража, то есть тайное хищение чужого имущества)
17. С детствам скейтбордом Степан увлекался ,
По улицам лихо на скейте катался.
Бабушку Маню сбил он случайно,
Но штраф за аварию будет реальным.
( Причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности) - правонарушение
18. Федору нравились с детства петарды,
Он запускал их с огромным азартом.
Звонко сыпались стекла балкона,
Теперь он ответит перед законом.
( Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности) – правонарушение
19. Маленький мальчик травку любил
С друзьями в подвале ее он курил.
Теперь у ребят другая забота:
Сажают травку на штраф работах.
(Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление , переработка наркотических средств, психотропных средств или их налогов) - преступление
20. Терпеть соседей Андрюша не мог
И вечером дверь им в квартиру поджег.
Из – за пожара пол дома сгорело,
Теперь заведут уголовное дело.
( Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества) – преступление
Конкурс «Моральный кодекс народной мудрости»
дополните пословицу: пословицы
1. Кто чистую совесть имеет, тот…(спит спокойно).
2. Не рой яму другому – сам…(в нее попадешь).
3. Не плюй в колодец – придется …(напиться).
4. Чего себе не хочешь, другому …(не желай).
5. Лучше без ужина ложиться, чем утром вставать ..(с долгами).
6. Не хвали себя сам, пусть … .
7. Относись к другим так, как ты хочешь … (чтобы к тебе относились).
Конкурс «Наше любимое кино».
Нужно посмотреть фрагменты известных фильмов, ответить на вопрос и точно указать название кинофильма.
1. Установите вид преступления, о котором идет речь в к/ф (Бриллиантовая рука, контрабанда – перемещение товаров, валюты, ценностей через таможенную границу государства без своевременного декларирования)
2. Котором административному наказанию было подвергнуто главного героя фильма? (административный арест – 15 суток, «Операция «Ы» и новые приключения Шурика»)
3. Какое ноу-хау пытался использовать один из героев этого фильма для совершения противоправного деяния? (машина времени, «Иван Васильевич меняет профессию»)
4. Из обычаев еще и сегодня существует в странах Закавказья накануне свадьбы? В средневековой Европе это явление называли «утренний подарок». (Калым – выкуп за невесту, «Кавказская пленница»)
6. Вспомните случаи в области медицины, которые, к сожалению, случаются в нашем обществе. Государство при этом теряет огромные средства.
(Вполне здоровые граждане дают взятки врачам и противозаконно получают группу инвалидности, «Операция «Ы» и новые приключения Шурика»)
«Какие права отражены в пословицах?».
Грамоте учиться – всегда пригодится. (на образование)
Делу время, а потехе-час. (на отдых)
Правда суда не боится. (на защиту своих интересов)
Дело мастера боится. (на труд)
Жить _Родине служить.(служить Отечеству).
Хочешь есть калачи, не сиди на печи.(на труд).
Интерактивная игра "Достояние Республики" |
<iframe allowfullscreen="true" mozallowfullscreen="true" src="https://learningapps.org/watch?app=5762052" webkitallowfullscreen="true"></iframe> |
<iframe allowfullscreen="true" mozallowfullscreen="true" src="https://learningapps.org/watch?app=5762435" webkitallowfullscreen="true"></iframe> |
<iframe allowfullscreen="true" mozallowfullscreen="true" src="https://learningapps.org/watch?app=5762867" webkitallowfullscreen="true"></iframe> |
<iframe allowfullscreen="true" mozallowfullscreen="true" src="https://learningapps.org/watch?app=5763220" webkitallowfullscreen="true"></iframe> |
<iframe allowfullscreen="true" mozallowfullscreen="true" src="https://learningapps.org/watch?app=5769661" webkitallowfullscreen="true"></iframe> |