Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Динамическая перемена

Дата: 17 января 2022 в 08:49

Динамические перемены

Отечественные педиатры считают, что в современных условиях изменилась роль «внутришкольных» факторов, влияющих на здоровье учащихся. Один из них – снижение двигательной активности
Движение против перенапряжения
Малоподвижный образ жизни ведет к увеличению риска сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, нарушений обмена веществ, ожирения, расстройства эндокринной системы и опорно-двигательного аппарата. 
Нельзя не обратить внимание на повышенную возбудимость многих школьников во время урока. Ее причины не столько в «педагогической запущенности», сколько в нейрофизиологических проблемах. Такие дети не могут сидеть на одном месте, их поведенческие реакции часто парадоксальны. Они испытывают недостаток движения, который невольно пытаются компенсировать.
Ребенок длительное время находится в статическом положении, происходит снижение двигательной активности, уменьшается способность эритроцитов переносить кислород к мышцам, тканям и головному мозгу, а потому замедляются процессы восстановления и падает работоспособность.
Вывод: для снятия перегрузки, перенапряжения, обеспечения условий успешного обучения и сохранения здоровья школьников необходимы нормализация образовательного процесса и занятия активно-двигательного характера. Это могут быть динамические паузы, уроки физической культуры и здоровья, спортивные занятия. 
Различные формы, виды и частота занятий играют большую роль в сбалансированном развитии ребенка 6–10 лет. Так как дети большую часть своего времени проводят в образовательном учреждении, перед преподавателями стоит задача сохранения и укрепления их здоровья, ведь именно в этот возрастной период повышается психологическая и физическая нагрузка на организм.
Учебные занятия кончаются – игра начинается
Для снятия утомления и восстановления работоспособности учащихся в УО используются динамические перемены. Они помогают обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, позволяют ребятам активно отдохнуть после умственного труда, обеспечивают сохранение работоспособности на последующих уроках. Такие перемены предназначены не для решения задач физического совершенствования, они носят главным образом релаксационный, оздоровительный и игровой характер. Игра остается ведущей деятельностью детей младшего возраста, через нее ребенок познает мир, открывает себя, учится строить отношения с другими детьми. Замечено, что если после учебного занятия учащиеся гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. У большинства возбуждение преобладает над торможением, и такие дети не могут себя контролировать. Ребятам трудно сконцентрироваться на учебе, они не чувствуют своей причастности к школьной жизни. Такие дети часто испытывают повышенную потребность в движении. Поэтому динамические перемены дают им возможность освободиться от излишнего напряжения в ситуации, четко организованной учителем, развивают у ребят конструктивные способы взаимодействия друг с другом, формируют произвольную регуляцию поведения, привносят в жизнь школьников много новых впечатлений и положительных эмоций. Важно отметить, что совместные игры педагога с учениками способствуют укреплению их взаимоотношений.
Правила и считалки
Каждая динамическая перемена включает в себя две фазы: 
1-я – активная, коммуникативная;
2-я – этап малой подвижности, помогающий развивать произвольную деятельность учащихся.
Подвижные коммуникативные игры повышают энергетический ресурс группы, формируют эмоционально-положительный настрой на продолжение занятий, а также способствуют развитию познавательных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.
Завершают перемену игры малой подвижности. Они способствуют развитию произвольной регуляции поведения, формируют умение ориентироваться на цель, выполнять действия по образцу; помогают детям настроиться на рабочий лад, быть более организованными и сосредоточенными. 
Широко используются общеразвивающие и коррекционные упражнения, элементы логоритмики, подвижные и спортивные игры. Проходят динамические перемены после 3-го и 4-го уроков. Место проведения – рекреация второго этажа, классные кабинеты. Продолжительность – 15 минут.
Построением и организацией ребят занимаются учителя физической культуры и здоровья, классные руководители. Динамические перемены часто сопровождаются музыкой, помогающей создавать хорошее настроение.
Динамическая перемена проводится в непринужденной форме. В зависимости от сути игры при делении детей на группы учитываются возрастные и индивидуальные особенности каждого. Чтобы ребята играли сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление об игре, доходчиво объяснить ее правила. 
Динамические перемены играют большую роль в воспитании и развитии. Они способствуют усвоению социальных норм и правил, позволяют проиграть различные модели поведения, в которых учащиеся могут творчески использовать полученные знания.
Важные моменты:
1. Учите детей соблюдению правил.
Играй честно и дружно. Правила – закон.
Проявляй побольше выдумки, смекалки.
Обязательно слушай руководителя. Подчиняйся капитану команды, в игре он главный.
Победив, не зазнавайся (ведь можно играть еще лучше). Не смейся над проигравшими.
Проиграл – не унывай!
Не сердись на того, кто нечаянно толкнул или наступил на ногу.
Береги инвентарь.
Судья должен быть честен.
2. Старайтесь незаметно держать под контролем самостоятельную игровую деятельность детей, так как у них еще недостаточно развиты навыки организации, самоконтроля, общения и др.
3. К организации динамических перемен привлекайте, когда есть возможность, старших ребят.
4. Не забывайте об оптимальности двигательной нагрузки, чередовании видов игровой деятельности, чтобы дети не уставали, а перемена была им в радость.
Считалки
Старинные
Современные
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Кукушата просят пить.
Выходи – тебе водить!
Как у нас на сеновале
Две лягушки ночевали.
Утром встали, щей поели,
А тебе водить велели
Прыг да скок, прыг да скок,
Скачет зайка – серый бок.
По лесочку прыг-прыг-прыг,
По снежочку тык-тык-тык.
Под кусточек присел,
Схорониться захотел.
Кто его поймает, 
тот нас догоняет
Раз, два, три, четыре,
Жили мыши на квартире,
Чай пили, чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому и водить!
Групповые игры без разделения на команды
1. Коршун и наседка
Участвуют 10–15 человек. Один из игроков – коршун, другой – наседка. Все остальные – цыплята. Они становятся за наседкой, держа друг друга за пояс и образуя колонну. Коршун располагается в 3–4 шагах от колонны. По сигналу ведущего он старается схватить цыпленка, стоящего последним. Для этого нужно обогнуть колонну и пристроиться сзади. Но сделать это нелегко, так как наседка все время поворачивается лицом к нему и преграждает путь, вытянув в сторону руки, а вся колонна отклоняется в противоположную от коршуна сторону. Цыплята должны аккуратно перемещаться и крепко держаться друг за друга, тот, кто отпустит руки, становится пленником коршуна.
Игра продолжается 3–5 минут. Если за это время коршуну не удастся схватить цыпленка, выбирают нового коршуна – и игра повторяется.
2. Белки, орешки, шишки
Игроки рассчитываются на первый-второй-третий. Первые номера – белки, вторые – орехи, третьи – шишки. Каждая тройка (белка, орех, шишка) берется за руки, образуя кружок. Водящий стоит в середине площадки. Если он кричит: «Белки!» – все участники, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места – водящим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки.
3. Ловушка
Участники рассчитываются на первый-второй-третий, а затем образуют два круга. Первые и вторые номера становятся внешним кругом, а третьи – внутренним. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую. По команде ведущего оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под ворота, то выбегают из него. 
Неожиданно подается другая команда: «Ворота закрываются» (руки опускаются) – и те, кто оказался внутри круга, считаются попавшими в ловушку. Они остаются во внутреннем круге и берутся за руки с остальными играющими, после чего игра повторяется. Когда во внешнем круге остается мало участников, из них образуется внутренний круг.
Командные игры
1. Ручейки, моря, озера
Игроки стоят в трех колоннах с одинаковым количеством участников в каждой. По сигналу «Ручейки побежали» все бегут друг за другом, каждая колонна в свою сторону, в разных направлениях. На сигнал «Озера» ребята останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. По сигналу «Море» дети должны образовать общий круг, двигаясь вправо, а затем снова, услышав «Ручейки», встать в свои колонны. Выигрывают те, кто быстрее собрался в колонны.
2. Эстафетные задания
При проведении эстафет важно определить место финиша.
Мой воздушный шарик. Представители команд получают по шарику и выходят к линии старта. Их задача – слегка подбивая рукой шарик, пройти с ним 15–20 метров, обойти препятствие и вернуться обратно.
Вьюны. Ребята делятся на две команды по 6–10 человек. Каждая выстраивается в колонну по одному. По сигналу стоящий первым поворачивается кругом, после чего второй берет его за пояс, и они вращаются вдвоем, затем втроем и т.д. Игра заканчивается, как только последний участник одной из команд присоединяется к своей колонне.
Бег сороконожек. Каждая команда выстраивается в колонну по одному и получает длинную веревку. Все поднимают вверх правую руку и держатся за веревку, натянутую вдоль колонны. По сигналу обе команды направляются к финишу и возвращаются обратно. Побеждает та, которая вернется раньше.
Малоподвижные игры
1. Узнайте друг друга
Цель игры – больше узнать друг о друге. Участники образуют круг, в центре стоит ведущий. Он предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает общим признаком, например, у кого есть дома животные. Ведущий, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а тот, кто остается в центре круга без места, становится ведущим.
2. Волшебное слово 
Дети образуют круг. Ведущий показывает разные движения (физкультурные, подражательные, шуточные), а все остальные повторяют за ним, но только в том случае, если он говорит пожалуйста. Кто ошибается, выбывает из игры.
3. Птичка
Каждому участнику дается название дерева. Ведущий начинает игру и говорит: «Прилетела птичка, села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубе не была, улетела на елку». Елка называет следующее дерево и т.д. Кто прозевает, отдает фант. Когда игра заканчивается, фанты разыгрываются. 
Мы будем рады, если наш опыт поможет вам в работе.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.