Профильное обучение на III ступени общего среднего образования: особенности организации в новом учебном году
Особенности организации профильного обучения на III ступени общего среднего образования обсуждались 8 апреля 2015 года на заседании коллегии Министерства образования Республики Беларусь.
О том, как планируется внедрять систему профильного обучения в регионах и столице рассказала заместитель Министра образования Республики Беларусь Раиса Сидоренко.
В последнее десятилетие в стране несколько раз подходили к вопросам введения профильного обучения. Например, в 2008 году было принято решение о реализации повышенного уровня преподавания учебных предметов с использованием факультативных занятий, а в 2013 году был сделан вывод о том, что отмена дифференциации содержания образования и количества учебных часов на его освоение не способствовали повышению качества образования.
В 2014 году Главой государства было поддержано предложение Правительства и Министерства образования Республики Беларусь о введении с 2015/2016 учебного года профильного обучения и конкурсного отбора в X класс (по баллу свидетельства об общем базовом образовании).
Как подчеркнула Раиса Сидоренко, преимущества профильного обучения совершенно очевидны.
На государственном уровне профильное обучение будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного образования и создаст необходимые условия для формирования и использования человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Будет обеспечено рациональное распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.
Для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь на основе соотнесения собственных возможностей и потребностей общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.
По результатам анкетирования в 2013/2014 учебном году в 20 учреждениях образования изучали учебные предметы на повышенном уровне 65% десятиклассников (нынешние учащиеся ХI класса). В 2014/2015 учебном году в этих же учреждениях образования изучают учебные предметы на повышенном уровне 55% десятиклассников.
Тенденция к уменьшению количества учащихся, изучающих учебные предметы на повышенном уровне, наиболее выражена в сельских учреждениях образования: в 2013/2014 учебном году – 50%, в 2014/2015 – 28% (для сравнения: в городских учреждениях образования – 70% и 62% соответственно).
Как сказала заместитель Министра образования Республики Беларусь, «главный тезис проведения всей кампании – постепенное и плавное введение профильного обучения».
Итак, какие изменения нас ждут с 1 сентября 2015 года?
Проект типового учебного плана общего среднего образования на 2015/2016 учебный год не предусматривает четкой фиксации направлений, по которым будет осуществляться профильное обучение. Направления будут формироваться с учетом реальных потребностей рынка труда, перечня вступительных испытаний в учреждения высшего образования, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей и традиций учреждения общего среднего образования.
Право выбора учебных предметов, которые будут изучаться на повышенном уровне, необходимо предоставить руководителю учреждения общего среднего образования по согласованию с учредителем.
Зачисление учащихся в профильные классы будет проходить на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. Возможно установить льготы при зачислении в профильные классы для победителей второго, третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.
Одна из особенностей профильного обучения, которое вводится с 1 сентября 2015 года, – это его профессиональная ориентированность. В рамках факультативных занятий (в том числе и межшкольных) организуется проведение профессионально ориентированных курсов (например, «Введение в профессию», «Профессия – педагог» и т. д.) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.
При введении профильного обучения предполагается два уровня изучения учебных предметов – базовый и повышенный.
Преподавание учебных предметов на базовом уровне ориентировано на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки учащихся.
Изучение учебных предметов на повышенном уровне ориентирует учащихся на подготовку к последующему профессиональному образованию, развитие индивидуальных способностей путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету.
Особое значение сегодня приобретает организация взаимодействия с учреждениями высшего образования, которые готовят педагогические кадры. Важно, чтобы через 5 лет в школу пришли молодые педагоги, готовые к реализации профильного обучения.
План перехода на профильное обучение доведен до регионов.
Уже сейчас на национальном образовательном портале началось размещение материалов, которые можно использовать при организации профильного обучения. По мере подготовки соответствующих учебных программ, методических рекомендаций они также будут размещаться на портале. Типовой учебный план на 2015/2016 учебный год сейчас проходит согласования и в ближайшее время будет доведен до всех заинтересованных.
Пресс-центр Министерства образования Республики Беларусь